16+: «Красавица Ангара» из Бурятии очаровала москвичей

Лидер общества

Картинки по запросу «Красавица Ангара» балет

Ссылка: автор  Роза БУЛЫТОВА,  собкор газеты «Бурятия» в Москве:

В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 24 октября Бурятский театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова показал обновленную версию легендарного национального балета композиторов Бау Ямпилова и Льва Книппера «Красавица Ангара», балетмейстер-постановщик - Морихиро Ивата, сообщает газета «Бурятия».

С большим интересом и некоторым волнением я пошла на этот любимый родной спектакль. Помню ещё с детства сказочный балет «Красавица Ангара», какой красочный, волшебный праздник был для всех нас! Блистали наши звезды Лариса Сахьянова и Пётр Абашеев! Балетная сказка о могучем, суровом Байкале, о любви его дочери красавицы Ангары к богатырю Енисею, злодее Чёрном Вихре, пытающемся разлучить влюблённых, и торжестве любви, завораживала зрителей, уносила в волшебную страну красивых сказочных принцев и принцесс и обволакивала, дарила счастье наслаждения чудесными мелодиями.

Рождение профессионального балета

Первая простановка состоялась в феврале 1959 года. Создатели перво¬начальной версии балета «Красавица Ангара» - легендарный балетмейстер Игорь Моисеев и Михаил Заславский - поставили волшебную балетную сказ¬ку на либретто Намжила Балдано, основанную на легендах и сказаниях бурятского народа.

Музыкальная партитура балета композиторов Бау Ямпилова и Льва Книппера наполнена чудесными мелодиями, где искусно сплелись европейские и восточные интонации. Темы балета очень яркие и за¬поминающиеся. Каждая из них завораживает своей звучностью и красотой - и в мягких лирических интонациях в «Адажио» в дуэте Ангары и Енисея, и в энергично пульсирующих ритмах с безудержно стремительным движением танца Чёрного вихря и его свиты.

Хореография балета была верна традициям академического балета с его классическим танцем. Это был действительно первый национальный классический балет, гордость бурятского искусства, долгое время не сходивший из репертуара и ставший визитной карточкой Бурятского театра оперы и балета.

В 1959 году на Второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве на спектакле «Красавица Ангара» побывала знаменитая балерина Галина Уланова, она высоко оценила балет: «Я очень рада присутствовать при рождении профессионального балета одного из народов нашей страны. Спектакль произвёл хорошее впечатление. Материал для балета выбрали интересный – это что-то эпическое, величественное, как сам Байкал. Балет оформлен очень красочно, по всему чувствуется, что его создавали с любовью».

«Красавица Ангара» – единственный в стране национальный балет, удостоенный Государственной премии РСФСР имени М. Глинки.

И каждый раз, приезжая на гастроли в Москву, наш театр показывал балет «Красавица Ангара», и всегда были восторг и восхищение публики.

И вот после долгого перерыва наша балетная труппа представила москвичам обновлённую вер¬сию «Красавицы Ангары», которую воссоздал балетмейстер-постановщик Морихиро Ивата, худрук балетной труппы в Улан-Удэ, прославившийся как солист Большого театра. Премьера состоялась в прошлом театральном сезоне.

Балет с национальным колоритом

Известно, что балет как жанр любят многие, а московские зрители - особые ценители, строгие и избалованные, воспитанные на лучших образцах российского балета. Тем более ответственно выступать перед такой публикой. И я переживала за наших артистов. Полный зал зрителей, сидели даже на приставных стульях, и москвичи, и наши земляки. В зале присутствовали и корифеи русского балета - народные артисты СССР Владимир Васильев и Борис Акимов.

Звучит знакомая музыка, открывается занавес, и мы видим свободную сцену без объёмных декораций, без бутафории. На заднике видеоизображение красивой картины озера Байкал с волнующей в одной гладью, ярко расцвеченная красками розово-голубого рассвета над безбрежными водами.

Видеокартины сменяются по ходу действия спектакля - то на голубой величавый подводный шатёр Байкала, то на багровые всполохи во время танца Чёрного Вихря, то на красивый вид Байкала, спокойно раскинувшего свои изумрудные воды. Боковые панели кулис расписаны сине-голубыми разводами, похожими на пенистые волны.

На фоне живой картины Байкала в обновлённых красивых костюмах, близких по стилю к прежним, сделанным художниками Тиминым и Шестаковой, балет с национальным колоритом выглядит свежо и ярко. Новые технологии, использованные в декорациях и освещении, создают атмосферу подводного царства с лучами, пробивающимися сквозь толщи воды.

Партию Енисея танцевал Булыт Раднаев, очень техничный и романтичный. Невероятно эмоциональный, красивый и мужественный танцовщик вызвал восхищение. Ангара в исполнении Лии Балдановой была великолепна. Восторг вызвала её лёгкость, гибкость, пластичность. Нежная, она блистала техникой, женским обаянием и красотой. Одно только движение волной пластичных рук сразу напомнило фирменную «сахьяновскую» волну, не-даром Лия любимая ученица народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой.

Роль Чёрного Вихря исполнял Баир Цыдыпылов, быстрый, динамичный, с жёсткой экспрессией, мощными прыжками создал убедительный образ злого врага, мстительного и коварного. Японская балерина Токусима Саки в роли Горхон Ручейковны, подруги Ангары, показала хорошую балетную школу. Пластичная, нежная и заботливая наперсница Ангары понравилась всем зрителя.

Каждый номер солистов вызывал аплодисмен¬ты. В се артисты были н а подъёме, танцевали легко, свободно, московская публика приняла «Красавицу Ангару» овациями, крика¬ми «Браво!». Обновлённый легендарный балет с применением компьютерных технологий и нового свето¬вого решения стал намного современнее и не потерял своей уникальности. Постановочная группа - художественный руководитель балета Морихиро Ивата (Япония), художник-постановщик спектакля, заслуженный артист Украины Сергей Спевякин, художник по костюмам Алёна Бабенко - создали вполне современный с музыкальной и визуальной точки зрения спектакль, не потерявший при этом своей самобытности и национального колорита.

Оркестр очень хорошо звучал, все мелодии и ритмы, соло инструментов исполнены технически вполне достойно.

За дирижёрским пультом был дирижёр-постановщик спектакля Александр Топлов (г. Москва).

Зал овациями благодарил артистов, даря цветы полюбившимся солистам.

Благодарность коллег дорогого стоит

После спектакля поздравили с успехом артистов во главе с Морихиро Ивата народный артист СССР Владимир Васильев, возглавлявший Большой театр с 1995 по 2000 гг., и народный артист СССР Борис Акимов, заместитель председателя художественного совета балетной труппы Большого театра.

Поблагодарили артистов за прекрасное вы¬ступление, отметив высокий уровень хореографического мастерства и уникальность бурятского балета. Слова благодарности высказал президент Ассоциации музыкальных театров, заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян:

«Как президент этого фестиваля я хочу поблагодарить вас за ваш труд, талант, за то, что очень многие впервые услышали эту музыку сегодня и видели вас. Видели ваше искусство. Я как человек оперный, но безнадежно влюблённый в балет, счастлив, когда на этот фестиваль приезжают балетные спектакли, Улан-Удэ на этот раз приехал в таком гигантском составе. Я знаю, каких это усилий стоило, спасибо огромное, что поддержали. И мы будем вас очень ждать на следующем нашем фестивале».

« Я работал в Большом театре многие годы и десятилетия, почти два. И эти годы мы с Мо-рихито Ивата были вместе, я был его педагогом, и он был моим любимым учеником. И все партии и роли, которые он должен был делать, мы делали вместе с ним. И поэтому у него у же новые планы, он уже руководитель такого замечательного балета, работает в таком замечательном театре. Я очень счастлив, что он держит высокий уровень. Это прекрасно! Мори, я тебя поздравляю, радуюсь твоим успехам! Всего вам самого доброго и процветания на долгие-долгие годы!», - поздравил Борис Акимов.

Владимир Васильев сказал: «А я в Улан-Удэ не был, но меня уже пригласили. Было ощущение, что я по¬пал в детство, лет 60 тому назад таких спектаклей было много. Игорь Моисеев ставил спектакли во многих национальных театрах. Но, честно говоря, ребята спасают положение, потому что они искренние и все действительно наполнены танцем. В балете повторы– повторы, у них цитат очень много. В от промелькнул «Бахчисарайский фонтан», вот «Спартак», вот что-то другое… Но я хочу поздравить труппу, потому что вижу потенциал. Они замечательно могут танцевать весь репертуар, который только у нас есть!».

Поздравила коллектив и главный редактор федерального журнала «Балет», заслуженный деятель искусств РФ Валерия Уральская: «Я хочу поздравить коллектив. По сравнению с тем, что я видела раньше, труппа стала очень профессиональная, знающая шко¬лу, умеющая вести себя на сцене. Спектакль прекрасно оформлен, есть цветовое решение, вы все танцуете с удовольствием. Прекрасно, что театр сохраняет свои традиции. Традиции для театра очень важны, я вам желаю дальнейшего развития».

Комметирование закрыто.